23.12.2011 13:23

Вступление России в ВТО, минусы и плюсы для транспортников

Оценить
(1 голос)
Вступление России в ВТО Вступление России в ВТО

Совсем немного остается до вступления России в ВТО, однако многих российских бизнесменов последствия этого шага так и не разъяснены до конца. 7 декабря состоялась встреча петербургских промышленников с представителем Минэкономразвития Екатериной Майоровой. В своем выступлении она ознакомила предпринимателей с перспективами, которые могут возникнуть в ближайшее время.

 

По ее словам, вхождение в ВТО принесет России больше плюсов, чем минусов. Она также сообщила, что министерство уже подготовилось на случай появления серьезных угроз для отдельных отраслей экономики. Разработан комплекс защитных мер, и они будут введены «достаточно оперативно». К словам Е. Майоровой промышленники отнеслись скептически. Они сомневаются, что российская промышленность в условиях действующих кредитных ставок, уровня налогового бремени и тарифов монополий сможет выдержать конкуренцию с мировыми компаниями.

Е. Майорова сообщила, что 16 декабря должно быть принято окончательное решение о принятии России в ВТО. Затем в течение 220 дней Россия должна будет ратифицировать весь портфель договоренностей. То есть процесс вступления завершится лишь в середине следующего года.

Вступление России в ВТО приведет к снижению таможенных пошлин. Однако Е. Майорова отметила, что это снижение не будет резким, предусмотрены переходные периоды от 3-4 до 5-7 лет. Кроме того, она добавила, что практически половина из уже действующих ставок таможенных пошлин не изменится, останется на нынешнем уровне.

По ожиданиям ведомства, большому риску подвергается автомобильная промышленность и сельское хозяйство, в частности, животноводство. Как считает Е. Майорова, драматические последствия не должны коснуться рынка услуг, за исключением страхового сектора, где отмена некоторых регулирующих норм все равно оправданна.

В целях минимизации последствий от вступления в ВТО Минэкономразвития предлагает проводить мониторинг импорта, и по полученным результатам будет приниматься решение о введении защитных мер. Помимо этого ведомство готово бороться с антидемпинговыми пошлинами в отношении российского экспорта. По словам Екатерины Майоровой, все действующие в России программы господдержки соответствуют нормам ВТО и поэтому будут сохранены. Отечественные производители будут поддерживаться механизмом госзакупок, программами стимулирования экспорта и инвестиций.

К преимуществам от присоединения к ВТО можно отнести возможности увеличения экспорта и защиту российских экспортеров на зарубежных рынках.

«Сейчас 90% российского экспорта приходится на страны — участники ВТО, причем основные статьи экспорта — это сырье. Без вступления в ВТО уйти от сырьевой зависимости не удастся. В целом участие в этой организации играет на повышение инвестиционного климата страны, ВТО — это знак качества системы регулирования внешнеторговой деятельности», — уверенно заявила она.

Между тем не столь оптимистичные предприниматели продолжали задавать вопросы.

«Правительство России берет определенные обязательства перед странами — участниками ВТО, а какие обязательства оно берет перед отечественными товаропроизводителями по части адаптации их в условиях работы в ВТО?», — поинтересовался один из бизнесменов. В ответ Е. Майорова сообщила, что такого документа пока нет, при этом Минэкономразвития рассматривает возможность появления негативных последствий и подготавливает план мероприятий для их нивелирования.

«До вхождения в ВТО осталось 250 дней, хватит ли нам этого времени, чтобы полностью реформировать таможенную систему страны? При той системе, которая существует в России, никакого ВТО быть не может, все знают уровень коррумпированности таможенной системы», – спросил другой предприниматель. Отвечая на вопрос Е. Майорова отметила, что масштабное реформирование таможенного законодательства вовсе не требуется. По ее мнению, даже если ВТО не решит «нашу известную проблему», то хотя бы позволит несколько улучшить ситуацию.

«Мы неконкурентоспособны, потому что у нас ужасные условия с монополистами и налогами», – заявил очередной выступавший. Следующего волновали возможности конкуренции при нынешнем уровне процентных ставок.

Шквал аплодисментов вызвал один из последних вопросов. Задавая вопрос, выступавший заметил, что по имеющейся у него информации ни одна из программ социально-экономического развития крупнейших регионов страны (в том числе и Москва, Московская область, и Петербург) не содержит никаких положений на тему вступления России в ВТО. А ведь региональные компании, являющиеся источниками поступления налогов в территориальные бюджеты, в новых условиях будут конкурировать с транснациональными игроками, имеющими неограниченные кредитные ресурсы. Сам вопрос был поставлен так: «Это может привести к падению доходов бюджета, учитывается ли это?».

«Эта тема нашей общей конкурентоспособности. Я думаю, что эти элементы нужно включить в ту программу адаптационных мер, которые будут приниматься в связи с вступлением в ВТО», – ответила Е. Майорова.

Изменено 31.12.2011 18:46
Виктория

Виктория

Редактор компании по перевозкам грузов.